Блог франшизы

Договор франчайзинга

Договора франчайзинга не существует. Как минимум, в российском законодательстве такого термина нет. Как в России оформляются франчайзинговые отношения, сколько это стоит и на что обращать внимание при анализе документов – узнайте из этой статьи.

Франчайзинг – это собирательное понятие, и по франчайзингу передаются разные объекты гражданского права, которые составляют комплекс. И в этом комплексе есть:

  • -Право на бренд (товарный знак)
  • -Право на использование ноу-хау
  • -Право на секреты производства и прочую информацию, относящуюся к коммерческой тайне
  • -Право на консультации, обучение, пользование базой знаний
  • -Поставка товара или товар на реализацию
  • -Право пользования IT-системой

Исходя из этого, список договоров, которые могут подписываться при покупке франшизы, состоит из:

  • -Договора коммерческой концессии
  • -Лицензионного договора
  • -Договора на оказание услуг
  • -Договора поставки
  • -Агентского договора

Рассмотрим каждый из договоров по отдельности.

1.1. Договор коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии (ДКК) – это документ, оформляющий передачу права на товарный знак, знаки обслуживания, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – секреты производства, коммерческое обозначение. Кроме них, договор предусматривает использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

Главным предметом ДКК является товарный знак. Его передача по договору обязательна. Кроме него могут передаваться права на IT-систему, обучение, коммерческую тайну (например, стандарты работы).

Еще две важных характеристики договора коммерческой концессии – он может быть ограничен по времени и месту.

1.2. Лицензионный договор

Лицензионный договор – это документ, оформляющий передачу права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В отличие от договора коммерческой концессии, и лицензиар, и лицензиат могут быть физическими лицами. Если договор подписывается между двумя коммерческими организациями (юр.лицами или ИП), он обязательно должен быть возмездным. Если в договоре участвует некоммерческая организация или физическое лицо – договор может быть безвозмездным.

1.3. Договор оказания услуг

Во франчайзинге может использоваться и стандартный договор возмездного оказания услуг.

Любая форма поддержки, которую оказывает франчайзор, может выступать в качестве услуги и быть оформлена таким договором:

  • -Обучение
  • -Консультации по ведению бизнеса
  • -Организация поставок оборудования
  • -Дизайн-проект помещения
  • -Разработка рекламных материалов
  • -Помощь в найме и т.д.

Соответственно, в договоре должна быть прописана суть услуги, что в нее входит, и как должно быть оплачено.

 1.4. Другие договоры

В редких случаях франчайзор может предложить франчайзи подписать рамочный договор. Он содержит общие условия сотрудничества двух компаний или физических лиц, поэтому обычно называется партнерским договором. В таком договоре прописываются условия партнерства. Обычно рамочный договор описывает те условия, которые не подходят под другие заключенные договоры. Использование его в качестве основного договора, оформляющего продажу франшизы, крайне редко.

Картинки по запросу договор франчайзинга

2. Много договоров или один?

По франчайзингу может передаваться так много различных благ, что возникает вопрос: стоит ли все, что франчайзор передает по франшизе, оформлять единым договором или лучше собрать пакет договоров?

Точного ответа на вопрос «много договоров или один» нет, это зависит от каждого конкретного франчайзингового предложения. Однако, важно понимать, что и по содержанию, и с точки зрения закона, наиболее близким к договору франчайзинга будет именно договор коммерческой концессии.

3. Регистрация в Роспатенте. ФИПС.

Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) – это подведомственное учреждение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент). От франчайзоров часто можно слышать «зарегистрировать договор в Роспатенте» или «в ФИПС есть записи о регистрации договора». Что это значит?

Чтобы иметь законную силу, товарный знак должен быть зарегистрирован его владельцем в Роспатенте. Время регистрации товарного знака – около 1,5 лет с момента подачи заявки.

На практике лишь 25% франшиз фиксируют в Роспатенте хотя бы часть договоров.

4. Стоит ли регистрировать договоры?

Это защита для обеих сторон. Франчайзи по этому договору действительно получает право использовать товарный знак на территории, обозначенной в договоре. Также в случае перехода прав собственности этого товарного знака, у франчайзи все равно остается право его использования. Ну и для франчайзора это определенная гарантия, что его товарный знак будет использоваться в четко прописанных в договоре рамках. И если правила будут нарушены, то он может всегда прекратить предоставление права на использование его товарного знака у конкретного франчайзи.

Данил Соловьев

Основатель франшизы Fit Service

5. Налоги и бухгалтерия

Независимо от того, какой договор подписывают партнеры, так как речь идет о франчайзинге, т.е. коммерческих отношениях, любой договор будет возмездным, в нем будет прямо прописано вознаграждение франчайзора – паушальный взнос и роялти. Даже если франшиза указывает, что у нее нет паушального взноса и роялти, она зарабатывает, например, на поставке товара, и суммы затрат на поставки тоже должны быть прописаны в договоре. Каким налогом облагаются эти платежи и как интерпретируются с точки зрения бухгалтерии? Начать стоит с того, что никаких особых систем налоговой нагрузки для франшиз нет.

6. Отличаются ли договоры в разных отраслях?

Времена, когда франчайзинг ассоциировался только с фаст-фудом или ритейлом, давно позади. Сегодня по модели франчайзинга развиваются компании практически во всевозможных отраслях. Отличаются ли в них договоры?

Данил Соловьев отмечает, что принципиальных отличий нет. Разница между договорами франшиз в одной отрасли, может быть больше, чем между франшизами из разных отраслей.

7. Разработка договора

Разработка договора франчайзинга стоит от 100 тысяч рублей в нормальной юридической фирме. Можно еще поискать «частников» — людей, разбирающихся во франчайзинге, желательно, с юридическим бэкграундом. Они могут составить договор за 40-50 тысяч рублей. Но важно, чтобы у этих специалистов был опыт именно в вашей отрасли.

И еще один важный нюанс: я убежден, что разработка договора – это самый последний этап франчайзинговой программы, «вишенка на торте», которая все, что вы придумали, складывает в единую «коробочку».

Есть такое правило, которое мы использовали при разработке ДКК – всё то, от чего зависит удовлетворенность клиента в нашем бизнесе, должно быть прописано в договоре и, как правило,  продуманы меры наказания или расторжения договоров в критичных ситуациях.

Франшиза – это, прежде всего, бренд и доверие клиентов. Если какая-то одна точка порочит репутацию бренда, то от этого страдает вся компания. Всё, от чего может пострадать доверие клиентов, должно быть отражено в ДКК.

Поэтому, перед составлением договора начинающему франчайзору нужно очень хорошо подумать, от чего зависит удовлетворенность клиентов в их бизнесе, что может навредить нашему бренду и нанести ущерб всем участникам сети.

Данил Соловьев

Основатель франшизы Fit Service

8. На что обращать внимание франчайзи при анализе договора?

Договором франшизы называется договор коммерческой концессии. Сейчас многие мелкие компании под договором франшизы скрывают договоры поставки товаров или чего-либо другого, или договоры оказания услуг. По таким договорам вы не имеете право пользоваться товарным знаком, они, по нашему мнению, не являются договорами франшизы.

Данил Соловьев

Основатель франшизы Fit Service

9. Заключение

В России сложилась парадоксальная ситуация – миллионы людей работают во франчайзинговых компаниях (на стороне франчайзора или франчайзи), однако, государство не пытается как-то регламентировать этот рынок, вынуждая и франчайзоров и франчайзи самостоятельно интерпретировать свою деятельность с точки зрения закона, налогообложения и бухглалтерии.

Единственным договором, близким к зарубежному определению «франчайзингового договора» (franchise agreement) является договор коммерческой концессии. Этот договор, зарегистрированный в Роспатенте, полезен для самого франчайзора в той же степени, что и для франчайзи. Он позволяет в досудебном порядке решать большинство конфликтов. Именно такой тип договора использует Fit Service.

 

Статья подготовлена на основе материалов сайта beboss.ru

 

Читайте также