Блог франшизы

Франчайзинг в автосервисе. Как я стал владельцем бизнеса открытого по франшизе.

Александр Ларионов, г. Новосибирск. Предприниматель с многолетним опытом работы в автобизнесе. Открыл 3 станции FIT SERVICE по франчайзингу. 

Как пришел в автосервис

 

Изначально мой бизнес строился на продаже запасных частей, однако год от года становилось очевидно, что спрос на них в магазинах падает и растет процент возврата. Подумав, решил сменить формат и зарабатывать не только на продаже, но и установке – открыть свое СТО. Однако, вывести станцию «в плюс» оказалось не просто, даже ни смотря на то, что клиенты знали где находится магазин запчастей, рядом с которым находилась станция. Валовая выручка в пике достигала 500 тыс. руб. в месяц, низкая рентабельность, большие операционные затраты убивали бизнес и заставляли не зарабатывать, а вкладывать.

Решение присоединиться к FIT SERVICE было принято четыре года назад. В тот момент это было «что-то новенькое», во всей стране не было аналогов, а рекламные кампании захлестнули весь город. Могу честно сказать – тогда я колебался, на тот момент у FIT SERVICE были только собственные станции и большой опыт работы. Но как именно франчайзер сможет передать мне все эти знания и действительно ли франчайзинг в сфере автосервиса возможен. Сейчас по прошествии лет я понимаю, что решение оказалось не просто верным, а решающим для меня. На текущий момент по моему пути прошли ещё 75 партнёров открывший собственные франчайзинговые станции FIT SERVICE, и, общаясь со многими, руководителями, я понимаю, что их станции ни чуть не менее успешны, чем моя.

Решающий выбор

На стадии переговоров я взвешивал очень много «за» и «против», но главным фактором для меня стал подход компании к франчайзингу в целом. FIT SERVICE ни тогда, ни сейчас не ставил для себя целью заработок на самом франчайзинге как таковом, бизнес компании состоит в продаже запчастей. Для меня это значило ровно одно: если FIT SERVICE заинтересован в продаже запчастей, значит, они будут заинтересованы в том, чтобы у меня были клиенты на станции, которые эти запчасти покупают.

Конечно, это звучит несколько странно, по крайней мере не так привычно в реалиях современного бизнеса, что «франчайзер заинтересован в том, чтобы дела франчайзи шли хорошо». Да и сказать — это одно, мне было интересно что происходит по факту. Главное, конечно, как работает сама станция. Напоминаю, на тот момент у меня уже был свой сервис, мне было с чем сравнивать. У меня возникает просто другой уровень работы, и регламенты, и стандарты бережливого производства, и зона приёмки вместе с зоной ожидания — не хуже, чем у дилера. Не очень примечательные вещи, которые в совокупности делают сервис чистым и уютным для клиента, но это я понимаю сейчас, на тот момент мне просто там понравилось, и я понял, что если понравилось мне – значит понравится и клиенту.

Далее мне был интересен подход франчайзи к другим аспектам бизнеса. Вот представьте: у вас есть станция, какие вопросы чаще всего возникают? Наверняка, «Нехватка клиентов», «Персонал», «Система автоматизации», «Построение бизнес процессов» — это, в принципе, самые часто задаваемые вопросы, и все они стратегически важные для автосервиса. Так вот, подход, который предлагает FIT SERVICE, мне показался комплексным. Если говорить по-порядку:

  1. Нехватка клиентов. Как я уже говорил, FIT SERVICE заинтересован в клиентах на моей станции – это значит, что они самостоятельно вкладывают деньги в стартовую рекламную кампанию, которая действительно масштабная, и далее делают всё, чтобы бренд оставался известным.
  2. Вопрос персонала – пожалуй самый сложный вопрос в нашем бизнесе. Здесь есть сразу несколько ключевых пунктов – квалификация персонала, подбор персонала, распределение ролей. На тот момент, когда я приобретал франшизу, уже был собственный тренинговый центр FIT LAB, в котором обучились все мои сотрудники, и даже я прошел курсы руководителей. В своём роде это уникальное место, где готовят кадры не только для сети, но и вообще для рынка. На его базе создана служба технической поддержки для консультаций при сложных ремонтах. Про контакт-центр, думаю, нет особой нужды рассказывать много, это просто те люди, которые помогают очень сильно разгрузить персонал на станции, консультируя и записывая клиентов на станцию. Последний пункт – это подбор персонала. Когда я только присоединился к сети, приходилось искать персонал самому, теперь это за меня делает отдел по подбору персонала.
  3. Система автоматизации и построение бизнес процессов – эти 2 пункта не возможны друг без друга: если нет бизнес-процессов, то и нечего автоматизировать. В сети единая система автоматизации, построенная на основании многолетнего опыта работы станций. С ней я могу контролировать всю станцию, используя только систему автоматизации, это исключает любое воровство на станции, и самое главное, я могу в любой момент посмотреть, как протекают процессы: послушать разговоры приёмщиков, посчитать заработную плату сотрудникам, посмотреть состояние склада, заполняемость постов, да всё что угодно.

Все эти факторы несомненно повлияли на решение вступать в сеть. И после того, как мне детально просчитали бизнес-план, я принял решение о присоединении.

Подготовка к открытию

Подготовка к открытию – очень трудоёмкий момент, я отлично помню, как открывал собственную станцию в самом начале и как потом переоборудовал её в FIT SERVICE. Когда открывал сам – было просто очень тяжело. В случае с переоборудованием автосервиса всё оказалось гораздо проще. Ко мне «приставили» личного менеджера который помогал с открытием. При этом мой автосервис всё это время функционировал, и я продолжал принимать клиентов. Мне передали список необходимого оборудования, детальный план переделки помещения, всё, вплоть до того какие стулья и диваны необходимо купить, как и где их заказать. Всё это время проходила огромная работа по обучению персонала, по оптимизации склада (теперь я не замораживаю деньги, а держу на складе только самое необходимое), по настройке системы автоматизации и по организации открытия, а вместе с ним и масштабной рекламной кампании для моего автосервиса. Это был тот момент, когда я действительно почувствовал то партнёрство о котором мне говорили.

День открытия станции

Этот день всегда ждёшь! Не зависимо от того какой проект ты открываешь, этот день самый значимый, и мне было очень приятно, что и для компании FIT SERVICE он был ровно такой же. На открытие приехал Генеральный директор сети, мы торжественно перерезали ленточку и распили бутылку шампанского «FIT SERVICE». Но что меня поразило больше всего в этот день: мне казалось, я везде слышал про то, что открылась моя станция – билборды, ТВ, новости в интернете, радио, да вообще везде. Пока я доехал до своего только открывающегося сервиса, я уже узнал об этом из всех источников! Неудивительно, что с самого дня открытия мы столкнулись с большим потоком клиентов. Мы просто не представляли, что возможно такое их количество.

Потом целую неделю после открытия со мной и моими сотрудниками работали специалисты FIT SERVICE: они продолжали, теперь уже «в условиях полевых действий», обучать сотрудников, чем действительно помогли освоиться и наладить работу.

В первый месяц, несмотря на запуск, мы сделали 1 700 000 рублей выручки. Сравните с нашими обычными 500 000 в пиковый месяц. Планом это было предусмотрено, но я лично до конца в него не верил, но он оправдался тогда и продолжал выполняться потом, с ростом выручки и показателями рентабельности в 22%. Рост есть и сейчас, в кризис, и выручка уже перевалила за 3 миллиона рублей (конечно это с ростом цен на запасные части).

 

Бизнес сейчас

Управлять автосервисом стало реально легко. Стало больше свободного времени, появилось хобби: летом это мотоцикл, зимой снегоход. Стал проводить больше времени с друзьями и семьей, на природе.

При этом, мои доходы значительно выросли: за первый год получилось заработать на открытие второй станции, которая уже на второй месяц стала прибыльной. Спустя год работы выручка уже больше 2.5 милилонов рублей, и это с 5-ти постов. Это не удивительно, ведь мы не только ремонтируем автомобили, но еще и продаем запасные части.

Если есть отлаженная система, которая работает, это надо использовать.

С момента открытия моей первой станции прошло почти 4 года. Сегодня я владелец трех станций FIT SERVICE, которые показывают высокие финансовые показатели.

Моя цель – создать сеть в сети, а из ближайших планов открыть в 2017 году пятую станцию FIT SERVICE.

Все люди хотят жить хорошо и гонятся за деньгами. Да, франшиза FIT SERVICE дала мне возможность зарабатывать и позволить купить себе хороший автомобиль, построить второй сервис и так далее, но самое главное – это то время, которое мне не приходится тратить на то, чтобы самому бегать, искать запчасти, думать о том, как сделать так чтобы не воровали, самому не крутить гайки, если не вышел мастер… Мне дорого время, которое я провожу с семьёй, с друзьями, с другими руководителями станций, которых я теперь тоже называю друзьями. И теперь это главный приоритет в моей жизни.

Читайте также